Аварийная бригада

О том, что на столичных магистралях работают подставлялы, знает, наверное, любой водитель. Их методы достойны пера киносценариста: настоящие психологические этюды плюс водительское мастерство каскадерскому под стать. Некоторое время сохранялась ситуация, когда добропорядочные автовладельцы, попавшие в подставную разработку, оказывались еще и фактически беззащитными. Но, в конце концов, у страховых компаний и органов на действия мошенников нашлось свое противодействие. Да и водители поумнели (хотя не все и не сразу). Однако жизнь не стоит на месте - подставные технологии корректируются и совершенствуются. Как поживают подставлялы в изменившихся условиях, рассказывает корреспондент "Денег" Андрей Сальников.

"На сгоне"

Самая старая и теперь уже редко практикуемая схема подставы на криминальном жаргоне называется "на сгоне". Суть ее в следующем. Едущего по левой полосе лоха догоняет машина подставлял. Она пристраивается как можно ближе и начинает сигналить, мигать фарами, пытается протиснуться между жертвой и разделительным бордюром, который установлен на МКАД. В общем всеми способами сгоняет "клиента" со скоростной полосы.
Хорошо, если у того крепкие нервы, но это бывает редко. Обычно люди начинают дергаться, резко перестраиваются вправо, а там их как раз и поджидает "рабочая" машина, которая все это время шла в соседнем ряду немного позади. Обычно это дорогая иномарка. Как только лох начинает маневр, "рабочая" машина ускоряется и подставляет переднее левое крыло под удар. Мастерство водителя-подставлялы проявляется в том, что его автомобиль получает лишь царапины. Сильно помятое крыло или оторванный бампер - брак: "рабочая" машина уходит в ремонт, а это потеря времени и упущенная прибыль.
Но едва ли не еще больший брак - слишком серьезный контакт с автомобилем жертвы. От сильного удара в заднее правое крыло его может раскрутить на автостраде. Бывали случаи, когда автомобиль, вращаясь, ударялся о барьер и, отрекошетив от него, врезался в другие машины. В результате появляются настоящие потерпевшие, а долгое разбирательство и лишние свидетели подставлялам ни к чему.
В последний год эта схема претерпела некоторые изменения - в первую очередь, благодаря СМИ, подробно описавшим подставы такого типа. Просвещенные журналистами жертвы аварий уже не верили в случайность аварии и не торопились раскошеливаться. Пришлось модернизировать метод.

"На сходе"

Если раньше мошенники сгоняли лоха в правый ряд, то теперь ждут, когда он сам туда сойдет. Едущие в правых рядах "рабочие" машины высматривают жертву, прячась за грузовиками. Затем занимают позицию через ряд справа и чуть позади от "клиента" и ждут, пока тот сам не захочет перестроиться. Жертва никакой опасности не чувствует, поскольку "рабочая" машина находится в так называемой мертвой зоне, которую не видно ни в боковое зеркало заднего вида, ни в салонное. Водитель включает поворотник, начинает маневр, и в этот момент "рабочая" машина резко набирает скорость и подставляется. Для преступников преимущества этой схемы еще и в том, что площадь контакта увеличивается - можно подставить всю левую сторону "рабочего" автомобиля. Следовательно, возрастет и сумма "ущерба".

Без лоха жить плохо

Если все признаки подставы налицо, "Деньги" предлагают следующий план действий:
1. Никуда не трогайтесь с места происшествия.
2. Сообщите подставлялам, что управляете машиной по доверенности без права продажи, при этом она, как и у них, принадлежит организации.
3. Подставлялы не автоинспекторы, поэтому документы им не показывайте. Тем самым вы обезопасите себя от варианта продажи своей машины в счет ущерба.
4. Заявите, что денег нет и в долг их никто не даст, так что при всем желании возместить ущерб в короткие сроки не получится. Зато есть страховка, и сейчас вы наберете номер хозяина автомобиля, который и будет разбираться. На всякий случай нужно помнить, что застрахованным автомобилем может управлять несколько человек и страховка распространяется на всех водителей, зафиксированных страховой компанией.
5. Хорошо бы вызвать на место ДТП как можно больше знакомых. Вы не должны быть одни, хотя бы ради того, чтобы не получить "по кукушке" от раздосадованных подставлял. Имидж они, конечно, сменили, но повадки остались прежними.
6. Если ваши доводы не подействовали и подставлялы обещают, что небо вам скоро покажется с овчинку, то необходимо позвонить на телефон доверия управления ГИБДД Москвы, номер 923 - 78 - 92. Корреспондент "Денег" проверил - служба, специально созданная для сбора информации о случаях превышения полномочий автоинспекторами, исправно работает круглые сутки. Звонящий должен сообщить, что стал жертвой мошенников. Кроме того, надо указать координаты, где именно произошел инцидент, а также фамилии сотрудников ГИБДД, если те уже приехали. Дело в том, что подкупленные гаишники протокол составляют лишь для вида, а потом отправляют его в мусорную корзину. Мошенникам ни к чему изо дня в день фигурировать в милицейской сводке. Дополнительно можно позвонить по телефону 02, сообщив о разбое и вымогательстве.
В результате, поняв, что деньги быстро (а то и вовсе) получить не удастся, подставлялы сами от вас отстанут: время дороже, а лохов на дороге и без вас хватает.

Андрей Сальников. Коммерсантъ-Деньги (2006 год)
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика