ЖКХ – наше всё!

Требую тепла, воды и света!

Если вдруг тепло пришло, да для обогрева вашего жилья его не хватает, и вы вынуждены ходить по квартире в шерстяных носках, а стена вся покрыта плесенью из-за постоянно текущей крыши. Если вдруг вы уехали в командировку на 3 месяца, а по возвращению обнаружили квартиру без электричества, а в почтовом ящике повестку в суд по иску энергетиков.
Помните! Вы потребитель! Которого в одном случае незаконно лишили услуги, в другом оказали ее некачественно. То есть через суд вы можете не только добиться тепла в доме и починки крыши, но и компенсации морального вреда. И к тому же компенсации вреда вашему здоровью, так как грибок и плесень никому его еще не добавлял.
Статистика только подтверждает мои слова о необходимости обращения в суд. Так в первом полугодии 2007 года в Управлении Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю находилось на исполнении 266 исполнительных документов о производстве ремонтных работ в жилых домах. Из них 2 исполнительных производства заведены в отношении должников-администраций Кировского и Лазовского районов, остальные 264 исполнительных производства - в отношении администрации г.Владивостока. Другой вопрос, как администрации исполняют решения суда, но об этом мы поговорим в одном из следующих номеров. Сейчас же вернемся к теме качества.
Так вот отношения с участием потребителей в сфере ЖКХ регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ), Жилищным кодексом РФ, Законом РФ "О защите прав потребителей", постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, Правилами оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 392, Основами ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.02.2004 N 89, иными нормативными правовыми актами.
Наиболее полно процесс защиты наших прав в этой области изложен в письме Роспотребнадзора от 28 декабря 2004 года. Почему именно этой организации? Так как именно они осуществляют защиту прав потребителей, коими мы в этой ситуации и являемся. Сегодня мы процитируем выдержки из данного письма:
«В настоящее время все граждане, проживающие как в приватизированных, так и неприватизированных квартирах в многоквартирных жилых домах, являются потребителями жилищно-коммунальных услуг. Их исполнителем, в собственности, полном хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находится соответствующий жилищный фонд (а также кондоминиумы, жилищно-строительные кооперативы и т.д. - для потребителей, проживающих в жилищном фонде, находящемся в коллективной собственности).
Законодательством о защите прав потребителей регулируются отношения по поводу предоставления организациями гражданам (в том числе членам этих организаций) платных услуг. Так, например, если уставом ЖСК предусмотрена обязанность кооператива обеспечивать оказание платных коммунальных услуг гражданам, то на отношения, возникающие по поводу предоставления указанных услуг, распространяется действие законодательства о защите прав потребителей.
Как уже было отмечено выше в основе отношений между потребителем и исполнителем жилищно-коммунальных услуг (продавцом - энергоснабжающей организацией) должен лежать договор.
Договор найма (в государственном и муниципальном жилищном фонде - социального найма), а для собственников соответствующего жилого помещения в многоквартирном доме - договор обслуживания (технического обслуживания и предоставления коммунальных услуг) должен заключаться в простой письменной форме. В отношениях потребителя (абонента) с энергоснабжающей организацией договор считается заключенным с момента первого фактического подключения потребителя в установленном порядке к присоединенной сети.
Роспотребнадзор особое внимание уделяет рассмотрению обстоятельств отключения граждан-потребителей от источников электроэнергии, тепла, воды и т.д. Подобные действия на практике как правило осуществляются либо в качестве соответствующей "меры воздействия" на недобросовестных плательщиков жилищно-коммунальных услуг или являются следствием неоплаты ресурсоснабжающим организациям оказанных ими коммунальных услуг организациями-исполнителями. НО! В настоящее время прекращение или ограничение подачи какого-либо вида энергии гражданам, не оплачивающим ее своевременно, не предусмотрено ни одним из действующих законодательных актов - ни ст.547 ГК РФ, закрепляющей общие основания ответственности по договору энергоснабжения (в отношениях абонентов с энергоснабжающими организациями), ни ст.15_5 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики", определяющей формы и степень ответственности граждан за оплату жилья и коммунальных услуг.
Кроме того, поскольку в соответствии с п.3 ст.541 ГК РФ гражданин, использующий энергию для бытового потребления, вправе использовать ее в необходимом ему количестве, а права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом следует иметь ввиду, что положения Правил предоставления коммунальных услуг, допускающие возможность прекращения этих в случае просрочки оплаты более трех месяцев, не должны подлежать применению в силу п.5 ст.3 Гражданского кодекса.
При этом, согласно ст.4 Закона РФ "О защите прав потребителей" и Правил предоставления коммунальных услуг каждый потребитель имеет право на то, чтобы услуги, связанные с энерго-, тепло- и водоснабжением занимаемого им жилого помещения, соответствовали по качеству обязательным требованиям нормативов и стандартов, санитарных правил и норм и условиям договора».

Сергей Некрасов (2007 год)

Платим за электоэнергию на 30% меньше!

Однажды, готовя материал по тарифам, я наткнулась на маленькую заметку, извещавшую об очередном повышении цен на электроэнергию в одном из регионов России. Больше всего меня заинтересовала фраза - для квартир со стационарными электрическими печами тариф составляет 80 копеек. Для остальных же потребителей он превышал 1 рубль.
Выходит, если у нас в квартире изначально при сдаче в эксплуатацию была установлена электроплита - нам положена скидка? Оказалось, да! И не только в этом случае. Если же вы вдруг решили установить в своей квартире плиту и вам признали ее стационарной, то и тогда вы будете платить за электроэнергию на 30% дешевле.
В соответствии с п.2 Постановления Правительства РФ от 07.12.1998 №1444 «Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением» понижающий коэффициент 0,7 применяется при установлении тарифа на электроэнергию для населения, проживающего в том числе и квартирах оборудованных в индивидуальном порядке стационарными электроплитами. (Информационное письмо Федеральной службы по тарифам от 12 августа 2005 г. №ДС-4928/14).
Как понять стационарная ли у вас в квартире плита? Для этого вы берете техпаспорт квартиры и смотрите, вписана ли плита в него. Если «да», то вас можно поздравить - вы можете без особых препонов требовать понижающего коэффициента 0,7 с той организации, в которую вы платите за электроэнергию. Смотрим адрес на квитанции и пишем заявление, его текст мы приводим ниже. Копию заявления отправляем в департамент по тарифам Приморского края (Почтовый адрес: 690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 22).

Постановление

Постановления департамента по тарифам Приморского края, которым устанавливается энерготариф, ссылается среди прочих на Постановление правительства от 7 декабря 1998 года №144 «Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением». Вот именно в этом постановлении правительства и прописано: «Для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, а также в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и электроотопительными установками, применяется понижающий коэффициент 0,7». То есть вместо 1,12 - платить 78 рублей 40 копеек. Разница-то чувствуется, не правда ли!?
Но, к сожалению, ссылкой на этот нормативный акт департамент и ограничился, и среди тарифов не прописан отдельный вариант тарифа для квартир со стационарной электроплитой. Но вышестоящая норма действует и по сей день. Поэтому мы смело можем требовать скидки. И заметьте, она не является льготой, поскольку является особым порядком ценообразования. То есть даже, если у вас уже есть льгота на электроэнергию и стоит плита, вы имеете право и на льготу и на понижающий коэффициент.
К слову, в постановлении департамента по тарифам Приморского края от 06 февраля 2008 года № 4/1 в частности говориться, что население при наличии средств коммерческого учета электрической энергии по зонам суток, имеют право применять ночной тариф. Он равен 70 копеек за киловатт и действует с 24 ч. до 8 часов утра.

Пишем заявление

А вот теперь перейдем к самому главному - пишем заявление. Отмечу, если в вашем доме уже создано ТСЖ или ЖСК, то его копию нужно предоставить и им. И заранее уточните, прописан ли в договоре ТСЖ (ЖСК) с энергоснабжающей компанией вариант тарифа «со стационарной плитой». Если такого пункта нет, то для начала (или одновременно) попробуйте на общем собрании жильцов (а впоследствии с энергетиками) его внести.
Итак, само заявление выглядит так. В шапке пишем директору такой-то организации, копии в департамент по тарифам Приморского края, от ФИО, проживающей по адресу...
Я, ФИО, проживаю в квартире № по адресу... Согласно техническому паспорту квартиры (ксерокопию прилагаю) в моей квартире установлена стационарная электрическая плита. Согласно Постановления правительства от 7 декабря 1998 года №144 «Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением», я имею право при расчете за электроэнергию применять понижающий коэффициент 0,7. Начиная с последующего месяца (указываете месяц) прошу в квитанции учитывать данный факт.
И в конце коронная фраза: Мотивированный ответ на мое заявление всем организациям, указанным в шапке письма, прошу дать в установленные законом сроки.
И как всегда отправляем заказным письмом с уведомлением...

Анастасия Загоруйко (2008 год)

«И по лампочке вода бежала…»

Кто живет на верхних этажах наших многоэтажек, не понаслышке знает, что такое странное зеленое напыление на стене и черные разводы на потолке.  Плесень и грибок увы уже давно стали привычным соседом для многих горожан.
В доме №15а на улице Вилкова дела обстоят еще хуже. Говорит жилец этого дома Галина Игнатьевна Б.: «В дождь я не могу в собственной квартире даже свет включить - вода начинает течь прямо по лампочке. А стена, на которой расположена розетка для плиты, практически не высыхает. В любой момент может произойти замыкание. И ведь никто не ответит за это. Отовсюду нам идут одни отписки, одно время мэрия обещала нас включить в план сначала во второй квартал, потом в третий, но воз и поныне там. Где ремонт, спрашивается?»
Светлана, мама двоих детей, показывает мне угол, с которого свисают обвалившиеся обои с зеленоватыми пятнами: «Видите, пятна на стене? Это плесень, мы периодически выводим ее разными средствами, но она появляется вновь после первого же дождя. Ремонт кровли, то есть заплатку на крышу, нам делали год назад, но о его качестве говорит уже то, что после первого сильного дождя стена опять поплыла, и полезла плесень».
Галина Николаевна С.: «У меня муж инвалид-сердечник, но мы так устали, что в доме постоянно сырость, что дома на плитке нагрели смолы. Муж залез на крышу, а я ему из окна подавала ведро, периодически нагревая на плите. Вот так и залатали швы над своей квартирой. Но ведь это общая проблема, не все могут сами починить. У нас в доме больше 30 деток, которым нет еще 18 лет, живут, и все дышат этой плесенью. А сколько пенсионеров еще страдает».
Хозяйка квартиры, в которой мы собрались, Ирина Петровна П., также рассказала, что в доме больше 20 лет вообще не было капитального ремонта.
Ее пожилая соседка плача показала комнату в своей квартире, вместо обоев там уже давно черно-зеленое пятно.
Жильцы дома не раз обращались в мэрию, но получали только отписки, а однажды им пообещали, что кровля будет отремонтирована в таком квартале такого-то года. Но воз и ныне там. Остается один выход, по примеру жителя Воронежа Шилова, идти в суд. Как говорят специалисты, практика показывает, что в первую очередь ремонтируют именно крыши по выигранным искам.

Анастасия Загоруйко
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика