Немного о правах пациента…

Одно время мне довольно часто приходилось посещать поликлинику. Анализы крови, осмотры и прочие прелести периода беременности. Изначально настрой был делать все это в платной клинике, чтобы иметь возможность за свои деньги получать качественное обслуживание, а в случае чего на вполне законных основаниях требовать этого самого КАЧЕСТВЕННОГО обслуживания. Но зачем-то же мне выдан этот медицинский полис? И свою «одиссею» я начала с одной из поликлиник Владивостока. Около 8-50 утра я пытаюсь дозвониться до регистратуры, чтобы записаться на прием - заказать «талончик». С ...надцатой попытки я дозвонилась и записалась на прием...
В поликлинике возле регистратуры пришлось отстоять очередь за этим злополучным талоном (и это на 7-м месяце беременности!). Пока я поднялась на третий этаж к врачу, под ее дверью уже скопилась очередь, когда подошло мое время «по талончику» впереди еще было человек пять. Вот вам и «по записи»!
Мы приходим в поликлинику с полисом медицинского страхования, уверенные в том, что ну хоть перчатки-то покупать для осмотра не придется. Но там нас ждет разочарование...
А между тем в поликлинике мы являемся не только пациентом, но и покупателем услуг здравоохранения. Сегодня мы подробнее остановимся на этом вопросе.
Нам следует обратить внимание на ФЗ «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан». Статья 17 данного закона говорит, что граждане Российской Федерации обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья. Это право обеспечивается предоставлением населению доступной медико-социальной помощи. Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от места жительства. То есть если ты, допустим, приехал в гости в Хабаровский край, то имеешь право на бесплатную медицинскую помощь и там и отказ в ее оказании незаконен. В экстренном случае можно звонить прокурору города или района, номер которого дадут в местной телефонной справочной. Но это уже крайний случай, а мы поговорим об обычных ситуациях и наших правах в них.
Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, она разрабатывается ежегодно. Согласно этой программе бесплатно предоставляются: скорая медицинская помощь при состояниях, угрожающих жизни или здоровью гражданина либо окружающих его лиц, вызванных внезапными заболеваниями, обострениями хронических заболеваний, несчастными случаями, травмами и отравлениями, осложнениями беременности и при родах; амбулаторно-поликлиническая помощь, включая мероприятия по профилактике (в том числе по проведению профилактических прививок, профилактических осмотров и диспансерного наблюдения населения), диагностике (в том числе в диагностических центрах) и лечению заболеваний в поликлинике, на дому и в дневных стационарах всех типов; стационарная помощь: при острых заболеваниях и обострениях хронических болезней, отравлениях и травмах, требующих интенсивной терапии, круглосуточного медицинского наблюдения и изоляции по эпидемиологическим показаниям; при плановой госпитализации с целью проведения диагностики, лечения и реабилитации, требующих круглосуточного медицинского наблюдения, в том числе в детских и специализированных санаториях; при патологии беременности, родах и абортах; в период новорожденности.
Эти услуги обязаны предоставить даже без медполиса. Следует помнить, что ряд иных услуг, осуществляется при наличии полиса медицинского страхования. В России существует два вида такого страхования: обязательное и добровольное.
Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи.
На случай если вам оказаны услуги некачественно, то на этот счет существует приказ ФОМС России от 27.04.1998 «Методические рекомендации «Возмещение вреда (ущерба) застрахованным в случае оказания некачественной медицинской помощи в рамках программы обязательного медицинского страхования».
Статья 30 ФЗ «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» говорит о правах пациента. При обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на:
1) уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала; 2) выбор врача, в том числе врача общей практики (семейного врача) и лечащего врача, с учетом его согласия, а также выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования; 3) обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям; 4) проведение по его просьбе консилиума и консультаций других специалистов; 5) облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами; 6) сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении, в соответствии со статьей 61 настоящих Основ; 7) информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство в соответствии со статьей 32 настоящих Основ;
8) отказ от медицинского вмешательства в соответствии со статьей 33 настоящих Основ; 9) получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья в соответствии со статьей 31 настоящих Основ, а также на выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья; 10) получение медицинских и иных услуг в рамках программ добровольного медицинского страхования;
11) возмещение ущерба в соответствии со статьей 68 настоящих Основ в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи;
12) допуск к нему адвоката или иного законного представителя для защиты его прав; 13) допуск к нему священнослужителя, а в больничном учреждении на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок больничного учреждения.
В случае нарушения прав пациента он может обращаться с жалобой непосредственно к руководителю или иному должностному лицу лечебно-профилактического учреждения, в котором ему оказывается медицинская помощь, в соответствующие профессиональные медицинские ассоциации либо в суд.

Анастасия Загоруйко (2007 год)
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика