Требую тепла, воды и света!

Если вдруг тепло пришло, да для обогрева вашего жилья его не хватает, и вы вынуждены ходить по квартире в шерстяных носках, а стена вся покрыта плесенью из-за постоянно текущей крыши. Если вдруг вы уехали в командировку на 3 месяца, а по возвращению обнаружили квартиру без электричества, а в почтовом ящике повестку в суд по иску энергетиков.
Помните! Вы потребитель! Которого в одном случае незаконно лишили услуги, в другом оказали ее некачественно. То есть через суд вы можете не только добиться тепла в доме и починки крыши, но и компенсации морального вреда. И к тому же компенсации вреда вашему здоровью, так как грибок и плесень никому его еще не добавлял.
Статистика только подтверждает мои слова о необходимости обращения в суд. Так в первом полугодии 2007 года в Управлении Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю находилось на исполнении 266 исполнительных документов о производстве ремонтных работ в жилых домах. Из них 2 исполнительных производства заведены в отношении должников-администраций Кировского и Лазовского районов, остальные 264 исполнительных производства - в отношении администрации г.Владивостока. Другой вопрос, как администрации исполняют решения суда, но об этом мы поговорим в одном из следующих номеров. Сейчас же вернемся к теме качества.
Так вот отношения с участием потребителей в сфере ЖКХ регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ), Жилищным кодексом РФ, Законом РФ "О защите прав потребителей", постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, Правилами оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 392, Основами ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.02.2004 N 89, иными нормативными правовыми актами.
Наиболее полно процесс защиты наших прав в этой области изложен в письме Роспотребнадзора от 28 декабря 2004 года. Почему именно этой организации? Так как именно они осуществляют защиту прав потребителей, коими мы в этой ситуации и являемся. Сегодня мы процитируем выдержки из данного письма:
«В настоящее время все граждане, проживающие как в приватизированных, так и неприватизированных квартирах в многоквартирных жилых домах, являются потребителями жилищно-коммунальных услуг. Их исполнителем, в собственности, полном хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находится соответствующий жилищный фонд (а также кондоминиумы, жилищно-строительные кооперативы и т.д. - для потребителей, проживающих в жилищном фонде, находящемся в коллективной собственности).
Законодательством о защите прав потребителей регулируются отношения по поводу предоставления организациями гражданам (в том числе членам этих организаций) платных услуг. Так, например, если уставом ЖСК предусмотрена обязанность кооператива обеспечивать оказание платных коммунальных услуг гражданам, то на отношения, возникающие по поводу предоставления указанных услуг, распространяется действие законодательства о защите прав потребителей.
Как уже было отмечено выше в основе отношений между потребителем и исполнителем жилищно-коммунальных услуг (продавцом - энергоснабжающей организацией) должен лежать договор.
Договор найма (в государственном и муниципальном жилищном фонде - социального найма), а для собственников соответствующего жилого помещения в многоквартирном доме - договор обслуживания (технического обслуживания и предоставления коммунальных услуг) должен заключаться в простой письменной форме. В отношениях потребителя (абонента) с энергоснабжающей организацией договор считается заключенным с момента первого фактического подключения потребителя в установленном порядке к присоединенной сети.
Роспотребнадзор особое внимание уделяет рассмотрению обстоятельств отключения граждан-потребителей от источников электроэнергии, тепла, воды и т.д. Подобные действия на практике как правило осуществляются либо в качестве соответствующей "меры воздействия" на недобросовестных плательщиков жилищно-коммунальных услуг или являются следствием неоплаты ресурсоснабжающим организациям оказанных ими коммунальных услуг организациями-исполнителями. НО! В настоящее время прекращение или ограничение подачи какого-либо вида энергии гражданам, не оплачивающим ее своевременно, не предусмотрено ни одним из действующих законодательных актов - ни ст.547 ГК РФ, закрепляющей общие основания ответственности по договору энергоснабжения (в отношениях абонентов с энергоснабжающими организациями), ни ст.15_5 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики", определяющей формы и степень ответственности граждан за оплату жилья и коммунальных услуг.
Кроме того, поскольку в соответствии с п.3 ст.541 ГК РФ гражданин, использующий энергию для бытового потребления, вправе использовать ее в необходимом ему количестве, а права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом следует иметь ввиду, что положения Правил предоставления коммунальных услуг, допускающие возможность прекращения этих в случае просрочки оплаты более трех месяцев, не должны подлежать применению в силу п.5 ст.3 Гражданского кодекса.
При этом, согласно ст.4 Закона РФ "О защите прав потребителей" и Правил предоставления коммунальных услуг каждый потребитель имеет право на то, чтобы услуги, связанные с энерго-, тепло- и водоснабжением занимаемого им жилого помещения, соответствовали по качеству обязательным требованиям нормативов и стандартов, санитарных правил и норм и условиям договора».

Сергей Некрасов (2007 год)
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика