Домодедово в пролете

Украденный билет не наши проблемы, - сказали в авиакомпании. Но суд все-таки добавил авиаторам проблем...

Время от времени, по делам Наталье П. приходится отправляться в Москву, для решения различных организационных вопросов. Вот и осенью 2002 года, она находилась в столице. Готовясь к возвращению, она заранее приобретают обратный билет в ОАО "Д. авиалинии". Так Наталья и обезопасила свою обратную дорогу, загодя купив билет, заодно и сэкономив на этом некоторую сумму.
Но недолго сохранялось безмятежное состояние ее духа, недолго она наслаждалась красотами Москвы. У нее появилась серьезная проблема. Нет, она не растратила денег фирмы и не ссорилась с бандитами, не вербовалась иностранной разведкой и не впутывалась ни в какие аферы. Ее просто обокрали. Пропали деньги, документы и...билет на обратный путь.
"А, ерунда, дело житейское",- говорил Карлсон, который живет на крыше.
Возможно, также подумала и Наташа, а так как она человек деятельный, то не стала впадать в уныние, рвать волосы на голове, стенать и проливать слезы и принялась исправлять положение. Деньги, конечно не вернешь. Но вместо паспорта, московская милиция в срочном порядке( что на нее вовсе не похоже) сделала временное удостоверение, а копия билета, при покупке, как известно, сохраняется в авиакомпании. Убаюканная такими мыслями, она отправилась за копией билета.
"Проблемы негров, шерифа не волнуют", примерно такую фразу, из американского вестерна, услышала Наталья в "Д. авиалиниях". После некоторого шока, она попыталась выяснить: почему ей не выписывают дубликат билета или, хотя бы, не возвращают деньги. Ответ был краток и по сути своей напоминал предложение отправиться в направлении которое всем известно, но никто не может отыскать, т.е., читайте законы. "Правила перевозки пассажиров багажа и грузов на воздушных линиях СССР", утвержденные аж в 1985 году приказом министра уже пятнадцать лет несуществующего министерства, несуществующего государства.

Правило "мертвых" - стало обязательным для живых

А в пункте 3.1.1 записано: "утраченные билеты не возобновляются, дубликаты не выдаются и утраченные за билет деньги не возвращаются."
Что удивительно, эти правила не действуют на международных перевозках. Вот и вышло, что Наталья стала человеком второго сорта в своей же стране.
Но не будем перечислять все трудности по пути домой, главное не в этом, а в том, что она не захотела оставаться униженной и оскорбленной.

Комментарий юриста

Уже дома, во Владивостоке, она обратилась к Сергею К.. Юристу молодому, но уже с большим опытом, известного тем, что ему уже приходилось выигрывать в суде у краевой администрации и государственных структур, а главное - энергичному и не пасующим перед авторитетами. Но дадим слово участникам событий.
Сергей Васильевич: Мне сразу же стала ясна абсурдность ситуации. Каждый, не взирая на возраст, социальный или юридический статус и т.д., обязан исполнять взятые на себя обязательства в полном объеме. Наталья и авиакомпания заключили между собой гражданский договор. Моя подзащитная выполнила свои обязательства, оплатила стоимость перелета до Владивостока, того же она вправе ожидать и от авиакомпании. Но перевозчик начал уклоняться от своих обязательств, и я считаю, что ссылка на внутренний приказ министра необоснованна, потому что этот приказ противоречит, Конституции РФ, гражданскому и воздушному кодексам и в конце концов - здравому смыслу.
Руководствуясь такими размышлениями, мы составили исковое и отправили его в Домодедово, мировым судьям, будучи уверенными в своей победе. Но, похоже судья руководствовался своими, не понятными нам мыслями, или же сыграло роль то, что суд состоялся в наше отсутствие. В итоге появилось "дикое" на мой взгляд решение: "В удовлетворении исковых требований ... к ОАО ... о взыскании стоимости утраченного билета и судебных расходов отказать".
Не скрою я был удивлен. Никто не может быть лишен своего имущества, кроме как по решению суда. А деньги, которые не выплатили моей подзащитной, за утерянный билет - ее имущество. Но потом пришел к выводу, что тяжело судье рубить сук под основным налогоплательщиком района. Однако, это решение нас не обескуражило, мы продолжали отстаивать свои права и подали в ВЕРХОВНЫЙ СУД России заявление об оспаривании нормативного правового акта. Я поставил перед собой цель - отменить этот злополучный пункт в правилах перевозки и потом уже истребовать деньги для моего клиента.
Верховный суд оказался более квалифицирован, или разумнее, или менее зависим и вынес решение: "заявление удовлетворить: признать недействующим второе предложение абзаца 2 пункта 3.1.1 Правил перевозки ..., со дня вступления решения суда в законную силу. Взыскать с министерства транспорта РФ в пользу П. Н.Н. судебные расходы по оплате госпошлины".
Получив это решение, мы по новой подаем иск к авиакомпании и теперь вменяем ей не только стоимость билета и расходы на адвоката, но и проценты за неправомерное пользование чужими деньгами и упущенную выгоду. В итоге авиалиниям придется выплатить гораздо большую сумму, чем мы требовали первоначально.

От редакции

Сергей Васильевич, забыл упомянуть один интересный документ. В суде представитель авиакомпании представил свои собственные правила перевозки пассажиров, в которых записано, что за утраченный билет деньги не возвращаются. Интересная получается ситуация, если у вас украли паспорт или любой другой документ, то государство вам выдает новый, а авиалинии поставили себя выше государства.
В связи с этим возникает еще один вопрос: "Кому выгодна работа карманника около авиакасс?". Но надеемся, что количество краж у авиакасс теперь сократится, так как в связи с решением Верховного суда теперь все авиакомпании обязаны будут восстанавливать украденные и утерянные билеты.

Михаил Юрьев (газета "Криминальный поиск", 2005 год)
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика